В художественном музее Белгорода проходит выставка произведений легендарных советских художников творческого объединения «Кукрыниксы». Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Они работали вместе более 65 лет, создавая работы в жанре политической сатиры, а также произведения на патриотические и военные темы.
Вне времени
На открытии выставки директор художественного музея Татьяна Лукьянова подчеркнула, что мастерство художников проявляется в том, что их работы вышли за рамки времени. Представленные произведения искусства оказались актуальными именно для сегодняшнего дня и вызвали у зрителей бурю эмоций и чувств.
Творчество коллектива Кукрыниксы по праву считается художественной летописью эпохи. Их работы, создававшиеся в основном для всесоюзных газет и журналов, точно и остро отражали ключевые события 20-го века: от революции и Великой Отечественной войны до холодной войны и международной политики. Изучая их карикатуры и плакаты, можно проследить историю двух третей прошлого столетия.
Название - из фамилий
Художественный союз зародился в Высших художественно-технических мастерских. В 1922 году познакомились Михаил Куприянов и Порфирий Крылов, начав работать вместе под псевдонимами Крыкуп и Кукры. Позже, в 1924 году, к ним присоединился Николай Соколов. Так и родился их общий псевдоним «Кукрыниксы», составленный из первых слогов фамилий Куприянов и Крылов, а также части имени и фамилии Николая Соколова.
Идея организации выставки в Белгороде появилась накануне Дня Победы у группы местных активистов и одного из наследников семьи Соколовых. Куратор выставки Дарья Поломар подчеркнула особую значимость демонстрации этих произведений именно в Белгороде, где исторические события, отраженные в работах, приобретают современное звучание. Она отметила символичность проведения экспозиции в год 80-летия Победы именно в этом городе.
Работа в военное время
В первые месяцы войны Кукрыниксы оставались в Москве, где занимались созданием агитационных плакатов и «Окон ТАСС», выполняя редакционные задания. Вместе с поэтом Самуилом Маршаком и композитором Дмитрием Шостаковичем они также участвовали в дежурствах на крышах домов, туша немецкие зажигательные бомбы.
Осенью 1941 года, после приказа об эвакуации редакции «Правды», художники были разъединены. Николай Соколов оказался в Куйбышеве, а Михаил Куприянов и Порфирий Крылов – в Астане. До весны 1942 года они работали раздельно, но после возвращения в Москву вновь объединились для совместного творчества. Одной из наиболее известных работ, созданных после их воссоединения, стал плакат «Быть по сему» – карикатура на Гитлера, отсылающая к первому крупному поражению немецкой армии во Второй мировой войне.
Соседние плакаты в экспозиции демонстрируют, как быстро капитулировала Франция и как захваченные европейские страны стали ресурсной базой для рейха. Эти работы подчеркивают разницу между сопротивлением европейских государств и масштабной борьбой советского народа против фашизма.
Подробнее о выставке – в материале «БелПрессы».