В доме белгородки Людмилы Потрясаевой скрипка ее дедушки-фронтовика Максима Щербакова занимает символическое место в основании семейного древа. На ней мужчина играл в минуты радости и грусти, на праздниках и семейных встречах, вместе с инструментом прошел войну.

Первая – боевая
Максим Щербаков родился в начале прошлого века, в 1903 году, на хуторе Петровском Чернянского района в простой крестьянской семье. Как в ней появился столь утонченный инструмент, неизвестно. Людмила Потрясаева все еще жалеет, что не узнала эту историю у деда или у старших родственников.
Известно, что скрипка принадлежала отцу музыканта, Василию Даниловичу, ему, в свою очередь, инструмент мог достаться от его отца – крепостного крестьянина Даниила Щербакова.
Великая Отечественная война началась, когда чернянцу было уже 38 лет. Он ушел на фронт, оставив дома жену Евдокию Ивановну и шестерых детей. С собой он взял скрипку, которая дорогами войны прошла с ним до Победы.
В битве под Сталинградом Максим Щербаков был серьезно контужен, и по возвращении из госпиталя его направили восстанавливать взорванные немцами железнодорожные пути и мосты. А после окончания войны он еще год разминировал вокзалы, заводы и улицы родной страны.
Мужчина вернулся домой в 1946 году, а вместе с ним его скрипка, которая теперь пела не на солдатских привалах, а на многочисленных сельских праздниках – свадьбах, крестинах, новосельях. В его собственной семье также были поводы для радости – после войны у супругов родились еще трое детей.
Вторая – мирная
Каждый год на Пасху семья собирается вместе в отчем доме. А на 9 Мая Людмила Потрясаева выставляет у своего двора стол с дедушкиной скрипкой и его большим фото. Это уже второй инструмент фронтовика, так как первый, к сожалению, не сохранился. Новую скрипку ему подарил сын Василий.
После смерти Максима Щербакова инструмент некоторое время был в семье Василия, который позже передал его Людмиле Потрясаевой.
«Думаю, дедушка перед смертью наказал ему отдать инструмент тому, кто в семье будет проявлять склонность к музыке. Или дядя Вася сам решил, что моя дочь Виктория будет на ней играть: она с детства поет», – предположила она.
Сейчас потертая, но тускло блестящая лаком скрипка хранится в семье как реликвия. Она ждет своего часа, чтобы снова зазвучать.
Подробнее – в материале «БелПрессы».
Ранее «МК в Белгороде» писал, как корочанец прошел всю Великую Отечественную войну.