«Для них я как мать», или Как социальный работник Надежда Курдюкова сорок лет работает в колониях

8 марта «МК в Белгороде» рассказывает о женщинах разной судьбы и разной профессии.

8 марта «МК в Белгороде» рассказывает о женщинах разной судьбы и разной профессии.
«Для них я как мать», или Как социальный работник Надежда Курдюкова сорок лет работает в колониях, фото: пресс-служба УФСИН России по Белгородской области

Наверное, уже никого не удивит представительница прекрасного пола на трудной, «не женской» работе. Но и в такие места они привносят частичку добра. Даже если работают в исправительных колониях для заключённых.

Если вы думаете, что в колониях работают лишь надсмотрщики и охранники – вы сильно ошибаетесь. Главная задача сотрудников Управления федеральной службы исполнения наказаний не просто изолировать человека от общества, но и воспитать его. А ещё - научить, дать профессию и подготовить к выходу на волю.

Потому в колониях и тюрьмах трудятся воспитатели, социальные работники, педагоги и многие другие. И они для заключённых, вынужденных жить в изоляции от общества, зачастую единственный лучик света. Таким лучиком для сотен заключённых уже четыре десятилетия является Надежда Курдюкова.

«Всегда было их неимоверно жалко»

Надежда Васильевна закончила валуйский педагогический колледж. Поступила в педагогический институт. Вышла замуж. В браке родились двое детей. А в 1982 году она устроилась работать учителем начальных классов в колонию для несовершеннолетних. И хотя в колонии находились подростки от 14 до 18 лет, начальная школа там нужна была как воздух. Некоторые ребята вообще читать-писать не умели. Некоторые бросили школу уже после второго-третьего класса.

Из-за того, что все они были с разным уровнем подготовки, приходилось работать по типу малокомплектной школы. Для всех – разные задания. И для каждого индивидуальный подход.

«Отбывали наказание у нас дети за тяжёлые преступления: грабежи, изнасилования, убийства. Каждый со своей историей и каждый со своим несчастьем. И мне всегда было их неимоверно жалко, - вспоминает Надежда Васильевна, - Но я никогда не читала их дел. Знала только статью, по которой они оказались здесь. Наказание они получили согласно закону, а я всегда считала, что им в первую очередь нужно помочь, и дать то, чего они были лишены на воле – доброту и заботу!»

«Для меня они в первую очередь дети»

Надежда Курдюкова вообще не говорит о трудностях. Рассказывая о своей работе, вспоминает, как проверяла у всех ли носки были. У всех ли есть тёплые вещи. Вспоминает, как носила из дома войлочные коврики, чтобы сделать детям тёплые стельки. Носила тёплую одежду своим ученикам, потому как время в 90-е было действительно тяжёлое, и много чего не хватало.

- Но ведь это же были хоть и несовершеннолетние, но преступники? – спрашиваю Курдюкову.

- Для меня они все были в первую очередь дети! – категорически отвечает работница УФСИН, - Часто несчастные, потерявшиеся, попавшие под дурное влияние, но при этом дети! И они относились ко мне всегда с теплотой. Помню, случай был, один из моих учеников, когда выходил из колонии подарил мне тряпочку, на которой нарисована Божья матерь и надпись: «Маме от сына Сергея»! Я, помню, была тронута до слёз.

Женская колония

Девятнадцать лет проработала Надежда Васильевна учителем. Потом работала психологом, а после стала замполитом колонии. После ушла на пенсию, но вскоре вернулась. И когда в 2011 году «малолетку» закрыли, и открыли исправительную колонию для женщин, перешла на работу туда, уже социальным работником.

Социальный работник в колонии – должность уникальная. Именно соцработник помогает восстанавливать документы, связи с семьёй. Заботится о том, чтобы заключённые учились и получали специальность, были трудоустроены. И готовит их к освобождению.

Опять в роли мамы

Надежда Васильевна давно воспитала детей. Пенсионерка, но к работе своей относится всё так же самоотверженно:

«Кабинет мой находится на территории учреждения и у осуждённых женщин ко мне всегда прямой доступ. Я работаю даже в воскресенье, потому как в будние дни женщины часто работают, и не всегда имеют возможность ко мне попасть. А прийти хотят многие.

По возрасту я многим уже в матери гожусь, и они идут ко мне часто выговориться. Рассказываю им, как важно получить профессию. Как важно работать и стать на путь исправления. Ну и одновременно провожу огромную работу.

У многих нет документов, и их приходится восстанавливать. Искать родственников, с которыми связь прервалась часто много лет назад. А родственные связи играют огромную положительную роль. Так вот и работаем…»

«Треть уже лишены родительских прав»

На вопрос, что её в работе шокирует больше всего, социальный работник ответила так:

«Если честно, шокирует отношение к своим детям, - говорит Надежда Васильевна. - Когда мне кто-то из осуждённых говорит: хочу написать отказ от детей! Я им, мол, дать ничего не могу, а государство и жильё даст, и при поступлении льготы будут. А треть уже лишены родительских прав, и их это не очень волнует.

За всю мою практику только две женщины бились за своих детей. Одна отбывала наказание за непреднамеренное убийство мужа. Тот выпивал, поднимал на неё руку и однажды она ударила ножом, и рана оказалась смертельной. Суд лишил её родительских прав, и она до президента дошла, пытаясь восстановить права. И в итоге добилась своего!

Вторая тоже попала к нам за тяжкое преступление. Дети жили с её мамой, но когда та умерла, отчим отдал детей в интернат. Женщина работает в две смены. На все заработанные деньги собирает посылки дочке и сыну. И стремится к условно-досрочному освобождению, чтобы быстрее встретиться со своими детьми».

«Моя миссия – помогать!»

За сорок лет Надежда Курдюкова помогла сотням осуждённых. Вселяла и вселяет в них веру в человека. Помогает разбираться с проблемами.

- А семья как относится к тому, что вы постоянно на работе? – спрашиваю женщину.

- С пониманием. Муж тоже ветеран УФСИН. И дочка работает в колонии. А вообще и сын и дочь у меня на работе практически выросли. Я постоянно организовывала мероприятия, была руководителем художественной самодеятельности, и дети мне активно помогали в этом.

- Ну, а вам не хотелось заняться чем-то иным?

- Никогда! Даже не задумывалась над этим. Здесь тоже люди. Да, совершившие преступление, но наказанные за это. И я просто знаю, что моя миссия – помогать!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру