В фондах Ивнянского историко-краеведческого музея хранятся уникальные образцы вышивки, созданные мастерицами прошлого века. В то время женщины работали в таких техниках, как крестик, гладь, браное ткачество, и вкладывали в каждый узор глубокий смысл.
Крест-накрест
В наши дни рушник можно увидеть только на официальных мероприятиях, тогда как ранее без него не обходилось ни одно событие: от рождения ребенка до похорон. В коллекциях ивнянского музея есть большое количество украшенных вышивкой предметов быта: настольники, подзорники (элемент декора кровати), занавески, родильные и крестильные пеленки, но больше всего – рушников.
В Белгородской области проследить историю вышивки сложно, так как до 1954 года ее территории принадлежали Курской и Воронежской областям. Поэтому здесь присутствуют орнаменты и курские, и воронежские. Также в приграничье на традиции повлияла соседняя Украина.
С орлом и самоваром
«Для Ивни и Ракитного характерны красные геометрические орнаменты. Чаще всего встречался ромб – символ достатка и плодородия. Если внутри ромба ставили точечки – это зерно в честь будущего урожая. Еще один распространенный узор все видели на белгородском общественном транспорте, это орепей – распространенный символ, олицетворяющий счастье, душевное спокойствие и равновесие. А звезды символизировали яркую и долгую жизнь. Повседневные рушники отличались от праздничных меньшим количеством вышивки, она могла идти только по нижнему краю», – директор музея пояснила Галина Лисачева.
Иногда на рушниках изображали что-то конкретное: самовар, подсвечник или двуглавого орла. Гладью вышивали цветы, животных и птиц.
Красота для дома
В массовом производстве ручную вышивку постепенно заменила машинная, но в качестве хобби вышивание никуда не делось. Женщины и мужчина продолжают создавать узоры и картины своими руками. Среди таких мастериц – Мария Четверикова из Верхопенья.
Юность женщины пришлась на тяжелое послевоенное время, поэтому у нее не было времени на досуг. Но как только появилась возможность, белгородка начала создавать красоту для своего дома. Днем она занималась детьми, домашним хозяйством, огородом и работала в колхозе, а ночь была ее временем для творчества. Женщина вышила гладью и крестом огромное количество рушников, а также скатерти, занавески, наволочки.
Рукодельница не вкладывает в свои работы какие-либо сакральные смыслы. Ей не важно, что означает птица, цветок или ромб на рушнике. Главное, чтобы было красиво.
Количество созданных работ не может посчитать даже сама мастерица. Ее вышивки хранятся у нее дома, у родных, друзей, а также украшают местный детский сад и Дом культуры.
Мария Четверикова призналась, то для нее иголка, нитки и пяльцы – это способ самолечения. Творчество помогает ей улучшать самочувствие и повнастроение.
Подробнее – в материале «БелПрессы».
Напомним, ранее «МК в Белгороде» писал, что есть в коллекции бирючанской мастерицы.